© из книги канд. техн. наук
В. Маркуц
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов »
3. Основы расчёта нежёстких дорожных одежд на прочность с учётом надёжности и сроков службы
3.2. Требуемый модуль упругости и срок службы дорожной одежды между капитальными ремонтами
Чем капитальнее дорожная одежда, то есть, чем толще её конструктивные слои, то при всех прочих равных условиях расходы на её эксплуатацию меньше, но первоначальные затраты могут быть значительны. Следовательно, существует оптимальная толщина дорожной одежды, при которой суммарные приведённые затраты минимальны.
Между скоростью транспортного потока и показателем деформированности дорожной одежды имеется зависимость [2]:
V = 1/(a + br) ………….. (3.3),
где a и b - эмпирические коэффициенты. Для дорог с усовершенствованными покрытиями a = 0,0125 ч/км, b = 0,045 ч/км, для дорог с покрытиями переходного типа a = 0,0153 ч/км, b = 0,0322 ч/км .
Чтобы найти оптимальную толщину дорожной одежды с учётом качества строительства принимается следующий порядок расчёта. Задаваясь толщинами слоёв, начиная с самых минимальных, чем это требуется по условиям прочности, с шагом 1 см (если расчёты проводятся на ЭВМ) определяют эквивалентный (общий) модуль упругости (Е) последовательно, начиная снизу, в соответствии с количеством слоёв. По формуле (3.2) определяют коэффициент вариации общего модуля упругости дорожной конструкции и по формуле (1) рассчитывают уровень надёжности и соответствующий ему показатель деформированности дорожной одежды. Далее определяют скорость транспортного потока по упрощённой формуле (3.3), либо по более точным формулам [2], и суммарные приведённые затраты по общепринятой методике. В итоге находят такое сочетание толщин слоёв, при котором суммарные приведённые затраты имеют минимальное значение. Требуемый модуль упругости и срок службы дорожной одежды между капитальными ремонтами при расчёте суммарных приведённых затрат определяют по формулам [22, 23, 24]:
……. (3.4)
.(3.5),
где
q – показатель степени роста интенсивности движения;
p – расчётное давление нагрузки на поверхность покрытия (кг/см2);
D – диаметр отпечатка следа колеса расчётного автомобиля (см);
Q – нагрузка на ось (в тоннах);
N1 – интенсивности движения расчётных автомобилей в первый год службы дорожной одежды (авт/сут);
τ – длительность расчётного периода (сут);
γ - эмпирический коэффициент равный 3,25.