© из книги канд. техн. наук
В. Маркуц
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов »
Введение
Основная задача транспорта – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности и работоспособности. Автомобильные дороги обеспечивают 83 % грузоперевозок, 61 % пассажироперевозок в стране. Около 60 % импортных грузов, доставляемых в морские порты Российской Федерации, затем перевозятся по автомобильным дорогам. Численность парка автотранспортных средств уже сегодня достигла 34 млн. автомобилей, прогноз на 2015 год - 48,4 млн. Сегмент рынка, связанный с приобретением автомобилей и их эксплуатацией достиг в 2006 году 4,5 трлн. руб. или 16 % ВВП.
В этих условиях значение автомобильных дорог давно вышло за рамки обеспечения перевозочной деятельности. Количество легковых автомобилей достигло 188 штук на 1000 жителей, а в крупнейших городах Российской Федерации сравнялось с уровнем развитых зарубежных стран. Автомобиль стал неотъемлемой частью образа жизни людей, средством передвижения, способным обеспечить максимальный уровень свободы. Хорошее состояние российской дорожной сети является необходимым условием реализации экономических и социальных инициатив, оказывает влияние на темпы реализации приоритетных национальных проектов. Не менее важным является строительство дорог в сельской местности, обеспечивающих развитие сельскохозяйственного производства и рабочие места для населения, круглогодичный подъезд к сельским населенным пунктам по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Дорожные одежды дорог в сельской местности следует проектировать капитального или облегченного типов, а вспомогательных дорог облегченного или переходного типов в зависимости от технологических и санитарных условий, а также в зависимости от других местных условий. Основания и покрытия таких дорог устраиваются из слабосвязных и зернистых материалов, имеющих дискретную структуру: грунты и местные строительные материалы, обработанные и необработанные органическими вяжущими. Слои дорожной одежды, устроенные из таких материалов, не работают на изгиб, в то время как существующие инструкции по расчёту нежёстких дорожных одежд основаны на теории упругости, где в расчётной схеме конструктивные слои представлены в виде упругих пластин, работающих на изгиб. Поэтому для проведения корректных расчётов на прочность дорожных конструкций, выполненных из таких материалов, необходим соответствующий метод, учитывающий особенности работы слабосвязных и зернистых слоёв, имеющие дискретную структуру, и поэтому не работающих на изгиб. Описанию такого метода и посвящена настоящая работа, написанная в 1996 – 1999 г.г. на основе публикаций и лекций, прочитанных в институте. В разные годы в работе принимали участие студенты старших курсов. Нет смысла упоминать здесь их фамилии, так как они отражены в приведённом списке цитируемой литературы.