© из книги канд. техн. наук В. Маркуц
«Транспортные потоки»
1.1 Дифференциальное уравнение транспортного потока и его реализация
Изменение плотности транспортного потока δ q обусловлено изменением во времени интенсивности движения N : , где K – коэффициент пропорциональности. С изменением интенсивности движения автомобилей во времени изменяется скорость транспортного потока и, следовательно, параметр К. Так как δ N = ∂ Q / ∂ t , δ q = ∂ Q / ∂ X , то
Полученное решение является нелинейным дифференциальным уравнением, связывающим изменение количества автомобилей ∂ Q на участке дороги ∂ X с изменением интенсивности движения транспортного потока во времени ∂ t . Коэффициент пропорциональности K , являющийся параметром транспортного потока идентифицируется анализом размерностей из уравнения (1.1) следующим образом. Из теории подобия и моделирования известно, что соотношения пропорциональности, используемые при установлении подобия, справедливы на любых ( малых и больших ) участках изменения функций. Поэтому символы дифференцирования ( или интегрирования ) при нахождении условия подобия можно опустить, поскольку они не имеют размерности. Тогда
Чтобы соблюдалось соотношение правой и левой части параметр К должен иметь размерность ,
где а – ускорение движения автомобилей в транспортном потоке. Таким образом, параметр транспортного потока К есть величина обратная ускорению, который можно представить в виде функции:
K = Au a …………………………… ( 1.2 ),
тогда уравнение ( 1.1 ) приводится к виду
…………………………… ( 1.3 ),
легко решаемому классическим методом разделения переменных [ 44 ]. Здесь А и α параметры, характеризующие проводящие свойства среды. После дифференцирования уравнения (1.3) получаем
........ (1.4).
Пусть:
Величина λ имеет отрицательное значение, так как при τ ∞ устанавливается квазистационарный режим. Если λ положительна, то, имея
u ( τ ) = c 1 + A λ ,
при τ ∞ величина u будет больше любого наперёд заданного значения [ 44 ].
После интегрирования левого члена уравнения ( 1.7 ) получаем
Интегрирование правого члена уравнения ( 1.7 ) [ 14 ] :
Интегралы вида (1.21), (1.24) и (1.25) решаются численными методами.
При α = 0 [ 52 ] :
Постоянные интегрирования С1 , С2 , С3 , A и λ определяются из начальных и граничных условий. Общий вид уравнений (26), (27) показан на рис.1.1 и рис.1.2.
Рис 1.1 Общий вид уравнения (1.26)
Рис 1.2 Общий вид уравнения (1.27)
С увеличением числа автомобилей на ограниченном участке дороги скорость транспортного потока падает, следовательно, величина возможно развиваемого ускорения возрастает и коэффициент К принимает минимальное значение. При малых интенсивностях скорость транспортного потока значительна, и возможность развить большие ускорения ограничена конструктивными особенностями автомобиля. Следовательно, параметр К принимает большие значения, тогда ά = - 1. В этом случае решением уравнения (1.1) будет гиперболическая функция (рис1.3), представляющая собой семейство кривых при фиксированном К [30]:
Здесь С1, С2, С3 , А, λ – параметры интегрирования, определяемые из начальных и граничных условий.