Маркуц Вениамин Михайлович
канд. техн. наук
© из книги В. Маркуц
«Транспортные потоки»
Введение
Современные автомобильные дороги представляют собой сложные инженерные сооружения. Они должны обеспечивать максимально возможное безопасное движение потоков автомобилей с высокими скоростями. Тем не менее, ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибает свыше 40 тысяч человек. Эти потери совместимы с потерями в боевых операциях в локальной войне. Материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий достигает 10% годового национального дохода. Это свидетельствует о крайне неблагоприятной дорожно-транспортной обстановке на дорогах нашей страны.
Разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, прогнозирования развития ситуаций и определение наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью.
Книга содержит 4.1 Мбайт информации, в том числе 7 глав, 103 стр. и посвящена решению частных задач, таких как:
- Разработка метода определения суточной интенсивности движения автомобилей и распределения её в течение суток;
2. Фотограмметрический метод определения параметров транспортных потоков;
3. Разработка метода расчёта линий маневрирования и слияния автомобильных дорог и городских улиц;
4. Разработка метода расчёта параметров переходно-скоростных полос в зоне въезда на автомагистраль;
5. Разработка методики определения пропускной способности транспортных пресечений и линий слияния автомобильных потоков;
6. Анализ работы транспортных пересечений городских улиц и автомобильных дорог.
7. Анализ дорожно-транспортных ситуаций и безопасность движения автотранспорта.
В первой главе дано теоретическое обоснование распределения интенсивности движения в течение заданного периода времени – минуты, часа, суток и т.д. Разработана методика определения суточной интенсивности движения автотранспорта на автомобильных дорогах и городских улицах с бимодальным (двухвершинным) и унимодальном (одновершинным) распределением интенсивности движения в течение суток. Полученные формулы, помимо всего прочего, помогут упаковать огромный массив натурных данных в компактной и удобной форме.
Во второй главе описан фотограмметрический метод определения параметров транспортных потоков – интенсивность, плотность и скорость. Впервые в Советском Союзе было опробовано широкомасштабное практическое использование фотограмметрического метода определения параметров транспортных потоков на больших территориях улично-дорожной сети города Тюмени в 1989 году.
В третьей главе приведены практические формулы для оценки скорости автомобилей в зоне слияния транспортных потоков, времени поиска (ожидания) приемлемого интервала в зоне их слияния, а также время выполнения двойного и одинарного вилька. Используя полученные формулы, можно при заданных дорожных условиях и уровне снижения скорости транспортного потока, рассчитать линии маневрирования и слияния автомобильных дорог и городских улиц. Предложенная методика быть использована при расследовании, реконструкции и анализе дорожно-транспортных происшествий, а также при проектировании элементов автомобильных дорог и городских улиц.
В четвёртой главе представлена методика расчёта отдельных элементов переходно-скоростных полос для Ï – V классов пересечений автомобильных дорог при различных скоростях движения на основной магистрали и на съезде.
В пятой главе представлены результаты статистического моделирования (метод Монте-Карло) пропускной способности линий слияния транспортных потоков, пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий. Предложенная методика может быть использована при расчёте светофорных циклов.
В шестой главе приведён анализ работы транспортных пересечений городских улиц и автомобильных дорог на основе статистического моделирования транспортных потоков.
В седьмой главе представлена методика моделирования развития дорожно-транспортной ситуации обгона и её результаты в завершающей стадии в равномерных и бимодальных транспортных потоках противоположных направлений. Приведены формулы для определения числа фронтальных коллайдов (столкновений) при различной интенсивности движения на дороге и количества "неадекватных " водителей.
Для проверки отдельных теоретических положений в разные годы привлекались студенты Тюменского инженерно-строительного института, на основе которых ими были выполнены курсовые и дипломные проекты, которые сейчас можно было бы назвать как магистерские работы. Нет нужды называть их фамилии, так как они приведены в списке цитируемой литературы в качестве соавторов.
Книга рассчитана для подготовки начинающих научных работников – студентов, аспирантов и магистров, а также для проектных организаций и служб организации и безопасности дорожного движения.