В. Маркуц канд. техн. наук
© из книги В. Маркуц
«Транспортные потоки»
7.2. Расчёт временных интервалов в транспортных потоках
Движение транспортного средства рассматривается как нормальный рабочий процесс, который состоит из последовательности сменяющих друг друга дорожно-транспортных ситуаций. В каждый период времени происходит формирование опасных ситуаций: в любой момент может произойти фронтальное столкновение автомобилей, движущихся в транспортных потоках противоположных направлений, возвращение на свою полосу в случае неудавшегося обгона, наезд на обочину обгоняемого автомобиля, либо наезд на обочину встречного автомобиля. Такое развитие ситуаций зависит, прежде всего, от поведения водителей на дороге – их уровня интеллекта, физического состояния и многих других чисто субъективных характеристик человека. В настоящей работе в логистической модели, которая описывает развитие дорожно-транспортной ситуации, нами использован такой термин как KIT – коэффициент интеллектуальности ( аналог IQ ), комплексный показатель, характеризующий поведение водителей на дороге. Нами использовано два уровня коэффициента интеллектуальности водителей автомобилей – высокий и низкий. Численно эти показатели выражаются в процентном отношении количества водителей с высоким и низким коэффициентом интеллектуальности от общего числа водителей.
Движение автомобилей по дороге представляет собой вероятностный процесс, который можно описать с помощью стохастических моделей. Несмотря на то, что каждый автомобиль движется по дороге или улице с заранее намеченными целями, появление их в определённом сечении дороги носит случайный характер. Это обусловлено наличием большого числа факторов, таких как: техническое состояние транспортного средства, скорости его передвижения на дороге, личностных характеристик водителя и его поведения на дороге и дорожных условий. Вследствие этого автомобили по длине дороги распределены крайне неравномерно, как и временны′ е интервалы между ними. Однако эта неравномерность подчинена вполне определённым случайным закономерностям, которые описываются случайными математическими функциями. Это позволяет использовать их при отслеживании процесса развития и прогнозирования дорожно-транспортных ситуаций.
В соответствии с положениями Е.М. Лобанова [ 26 ] временные интервалы (τ) в транспортном потоке распределены по экспоненциальному закону. Тогда