© из книги канд. техн. наук
В. Маркуц
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов »
1. Краткая характеристика методов расчёта нежёстких дорожных
одежд
1.1 Понятие о нежёстких дорожных одеждах
Для обеспечения круглогодичного движения автомобилей на проезжей части дороги устраивают дорожную одежду, которая представляет собой уложенную на поверхность земляного полотна твёрдую монолитную конструкцию из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию колес транспортных средств и климатических факторов. Нежёсткими называют дорожные одежды, обладающие малым сопротивлением изгибу. К их числу относятся практически все типы одежд, кроме цементобетонных, а также асфальтобетонных покрытий и каменных мостовых на цементобетонных основаниях. Нежёсткие дорожные одежды устраивают из материалов и грунтов, укреплённых битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими.
Возникающие в дорожной одежде вертикальные и горизонтальные напряжения от колёс движущихся автомобилей затухают с глубиной. Такое распределение напряжений позволяет проектировать дорожную одежду как многослойную конструкцию, применяя в отдельных её слоях материалы различной прочности, размещаемые в соответствии с величиной действующих усилий.
Поскольку нежёсткие дорожные одежды обладают малым сопротивлением изгибу, их сопротивление обусловливается, главным образом, сопротивлением сжатию подстилающего грунта. Роль нежёстких одежд сводится к распределению передающихся на подстилающий грунт нагрузок на большую площадь, а также к предотвращению проникания в грунт поверхностной воды, которая, увлажняя грунт, снижала бы его сопротивление нагрузкам. Учитывая, что грунтовое основание воспринимает значительную часть действующих нагрузок, оно является составным элементом дорожной конструкции.
Дорожная одежда является самой дорогостоящей частью автомобильной дороги. Затраты на её устройство достигают 60% общей стоимости строительства. Поэтому, назначая конструкцию дорожной одежды, стремиться к снижению стоимости строительства и уменьшению количества применяемых строительных материалов. Одним из путей экономии является совершенствование методики расчёта нежёстких дорожных одежд.