В. Маркуц канд. техн. наук
© из книги В. Маркуц
«Транспортные потоки»
5.5 Пропускная способность простых крестообразных пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий с двухсторонним движением транспорта на главном и второстепенном направлениях
Для двухполосных дорог и улиц (рис5.6) движение автомобилей со стороны второстепенного направления возможно в любом из разрешённых направлений: направо, прямо и левый поворот или разворот только из одного ряда, если на подходе к пересечению не устроены дополнительные полосы движения для право– и левоповоротных автомобилей. Поэтому моделирующий алгоритм составлен следующим образом. Водители автомобилей со стороны второстепенного направления выполняют правый поворот, вливаясь в одномерный поток М1. Водители автомобилей, выполняющие прямое пересечение главной дороги или левый поворот, пересекают две полосы основного направления. Если на основном направлении на первой полосе в потоке М1 появляется интервал больше граничного интервала для правого поворота (Δtгр = 3.5 сек), но меньше чем граничный интервал для прямого пересечения (Δtгр = 5.5 сек), водители второстепенного направления выполняют только правый поворот.
Когда на основном направлении на первой полосе в потоке М1 и на второй полосе в потоке М2 одновременно появляются интервалы для прямого пересечения больше чем (Δtгр = 5.5 сек), но меньше чем граничный интервал для левого поворота (Δtгр = 8.2 сек) водители второстепенного направления выполняют только прямое пересечение. Водители, которые хотели бы повернуть направо этого сделать не могут, так как они стартуют с одной полосы, а она занята автомобилями прямого направления. Если известно процентное соотношение поворачивающих автомобилей, можно составить соответствующий моделирующий алгоритм. Когда на основном направлении на первой полосе в потоке М1 и на второй полосе в потоке М2 открываются интервалы Δtгр = 8.2 сек водители второстепенного направления выполняют только левый поворот или разворот.
Таким образом, интервал времени для совершения правого поворота составляет диапазон времени от 3.5 до 5.5 секунд. Для прямого пересечения - от 5.5сек. до 8.2 секунды. Весь оставшийся диапазон времени от 8.2 сек. до самого максимального значения интервалов времени в транспортном потоке занимает левый поворот.
Для примыканий с двухполосным движением как на основном направлении, так и на второстепенном (рис 5.7), движение со стороны второстепенного направления возможно направо и налево. Поэтому моделирующий алгоритм составлен следующим образом. Водители автомобилей со стороны второстепенного направления выполняют правый поворот, вливаясь в одномерный поток М1. Если на основном направлении на первой полосе в потоке М1 появляется интервал больше граничного интервала для правого поворота (Δtгр = 3.5 сек), но меньше чем граничный интервал для левого поворота (Δtгр = 8.2 сек), водители второстепенного направления выполняют только правый поворот. Когда на основном направлении на первой полосе в потоке М1 и на второй полосе в потоке М2 открываются интервалы Δtгр = 8.2 сек водители второстепенного направления выполняют только левый поворот или разворот. Если известно процентное соотношение поворачивающих автомобилей, можно составить соответствующий моделирующий алгоритм.
Таблица 5.9
Пропускная способность простых крестообразных пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий с двухполосным движением транспорта на главном и второстепенном направлениях (рис. 5.6) (программа OPRS5А)
число автомо- биллей на глав- ном направ- лении М1, М2 авт/час | Правый поворот | Движение прямо | Левый поворот |
суммар- ная пропу- скная способ- ность потока Nвт авт/час | ||||||
пропу- скная способ- ность пра- вого пово- рота Nr авт/час | сред- нее квадра- тичес- кое откло- нение σr | сред- нее вре- мя задер- жки сек tr | пропу- скная способ- ность пря- мого пере- сече- ния Ns авт/час | сред- нее квадра- тичес- кое откло- нение σs | сред- нее вре- мя задер- жки сек ts | пропу- скная способ- ность левого пово- рота Nl авт/час | сред- нее квадра- тичес- кое откло- нение σl | сред- нее вре- мя задер- жки сек tl | ||
100 | 4 | 2 | 4.1 | 6 | 2 | 87 | 170 | 14 | 4 | 181 |
150 | 10 | 3 | 3.4 | 10 | 3 | 75 | 156 | 11 | 7 | 176 |
200 | 17 | 5 | 3.6 | 15 | 3 | 69 | 134 | 12 | 11 | 166 |
250 | 25 | 5 | 3.9 | 20 | 4 | 65 | 118 | 10 | 15 | 163 |
300 | 34 | 7 | 3.9 | 24 | 4 | 63 | 102 | 8 | 20 | 160 |
350 | 44 | 6 | 4.0 | 28 | 4 | 61 | 87 | 9 | 26 | 160 |
400 | 55 | 7 | 3.9 | 30 | 6 | 63 | 77 | 7 | 32 | 161 |
500 | 79 | 9 | 3.9 | 34 | 5 | 66 | 56 | 6 | 50 | 169 |
600 | 96 | 10 | 4.3 | 35 | 5 | 72 | 40 | 5 | 76 | 171 |
700 | 114 | 12 | 4.9 | 34 | 5 | 80 | 29 | 5 | 112 | 177 |
720 | 120 | 9 | 4.9 | 34 | 5 | 81 | 27 | 5 | 121 | 181 |
800 | 133 | 10 | 5.0 | 32 | 5 | 91 | 22 | 5 | 154 | 187 |
900 | 154 | 13 | 5.3 | 28 | 5 | 109 | 14 | 4 | 254 | 196 |
1000 | 170 | 9 | 5.6 | 24 | 4 | 133 | 10 | 3 | 358 | 203 |
1100 | 175 | 9 | 6.2 | 22 | 4 | 148 | 7 | 3 | 508 | 203 |
1200 | 189 | 9 | 6.4 | 20 | 4 | 169 | 3 | 1 | 1140 | 212 |
Обсуждение результатов.
Независимо от интенсивности движения на главном направлении интенсивность на второстепенном направлении практически постоянна и с учётом вероятностных отклонений составляет около Nвт = 160 - 200 авт/час. Учитывая, что с противоположной стороны примерно такая же интенсивность, полная пропускная способность пересечения двух двухполосных улиц или автомобильных дорог составляет 300 - 400 авт/час плюс число автомобилей на главном направлении. Скорость движения такого потока невелика – несложные расчёты показывают около 6-10 км/час, тем не менее, автомобили прямого направления движутся практически без заторов и очередей. Ибо наличие очереди считается в том случае, когда скорость хотя бы одного автомобиля равна нулю. Даже левоповоротные автомобили не будут испытывать затруднений, если число прибывающих машин не превысит пропускную способность направления.
Другой особенностью является зависимость пропускной способности поворотных направлений от интенсивности движения на главном направлении. Пропускная способность правого поворота с увеличением числа автомобилей на главном направлении увеличивается, левого поворота уменьшается., а пропускная способность прямого пересечения сначала увеличивается, затем после наступления максимума, когда интенсивность движения на главном направлении достигает значений 500 – 700 авт/час, вновь уменьшается (рис.5.8).
![](/olderfiles/3/Bezymyannyi_5.8.bmp)
Таблица 5.10
Пропускная способность примыканий автомобильных дорог и городских улиц с двухсторонним движением транспорта на главном направлении и второстепенном направлениях (автомобили стартуют с одной полосы) (программа OPRS5B)
число автомо- билей на главном направ- лении М1, М2 авт/час | правый поворот | левый поворот | суммар- ная пропу- скная способ- ность потока Nвт авт/час | ||||
пропускная способность правого поворота Nr авт/час | среднее квадра- тическое откло- нение σr | среднее время задержки сек
tr | пропускная способность левого поворота Nl авт/час | среднее квадра- тическое откло- нение σl | среднее время задержки сек
tl | ||
100 | 15 | 5 | 1,2 | 166 | 15 | 5 | 181 |
150 | 28 | 6 | 1,2 | 151 | 14 | 8 | 179 |
200 | 46 | 6 | 1,4 | Продолжение » |
В. Маркуцканд. техн. наук (Ph.D.)
DOCTOR OF SCIENCE , HONORIS CAUSA of Academy of Natural History профессор РАЕ
Заслуженный работник науки и образованияFULL MЕMBER EUROPEAN ACADEMY OF NATURAL HISTORY Заказать и получить полный текст книги В. Маркуц© Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материаловВ. Маркуц 2010 г.Все права защищены Законом Об Авторском праве и смежных правах в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав: Незаконное использование произведений, изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст.146 УК РФ) Маркуц Вениамин Михайловичканд. техн. наук, диплом ТН № 098695 от 13.05.1987 г. тел. 8 (3452) 43-98-86, Е-mail: markusb@mail.ru
Вы можете получить книгу "Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов" в электронной формеЗДЕСЬ_Raschet_nezh.d.o.docx Купить книгу "Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов" на бумажном носителе Вы можете, нажав на ссылку ниже:
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов» |
<!-- Yandex.Metrika --> <!-- Yandex.Metrika --> <!--Rating@Mail.ru counter--> |