© из книги канд. техн. наук
В. Маркуц
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов »
2. Расчётные формулы для определения эквивалентного модуля деформативности на основе гиперболического закона распределения вертикальных напряжений в однородном полупространстве
В основу современных методов расчёта нежёстких дорожных одежд положены идеи и принципы теории упругости, где отдельные слои представлены в виде упругих пластин. При приложении к ним нагрузки они изгибаются, в верхней части слоя происходит сжатие, а в нижней – растяжение (рис. 2.1).
![](/olderfiles/2/Uprugie_plastiny.bmp)
Рис 2.1 Расчётная реологическая схема дорожной одежды в виде упругих пластин
Слои, состоящие из слабосвязных зернистых материалов, не способны сопротивляться напряжениям. Зернистым материалам присущи особенности, объяснить которые с точки зрения механики сплошной среды не представляется возможным. Если зёрна, составляющие среду, расположены достаточно плотно, то любая последующая деформация приведёт к уменьшению плотности, то есть к проявлению эффекта дилатансии. В расчётных уравнениях существующего полуэмпирического метода расчёта нежёстких дорожных одежд это явление учитывается с помощью коэффициента Пуассона, полагая его равным величине, найденной из результатов испытаний на трёхосное сжатие с учётом "защемления" его в одежде. Это позволяет учесть дискретные свойства материалов и отразить явление дилатансии, так как в настоящее время пока не создан теоретически обоснованный метод расчёта промежуточных слоёв из зернистых слабосвязных материалов.
2.1 Дифференциальное уравнение реологической модели напряжённо-деформированного состояния однородного изотропного полупространства и его реализация
Явление дилатансии, проявляющееся в слабосвязных материалах, и дискретные свойства зернистых слоёв можно учесть более корректно, нежели это сделано в настоящее время, если в качестве расчётной модели использовать многоэлементную реологическую модель, составленную из комбинации большого количества элементов типа кельвиновых [6] (рис. 2.2).
![](/olderfiles/2/JElement_Kelvina.bmp)
Рис 2.2 Расчётная реологическая схема дорожной одежды в виде элемента Кельвина
Такое модельное представление отражает работу мало- и слабосвязных, а также зернистых материалов упруговязкой стадии деформирования. Адекватная этой реологической модели математическая модель однородного изотропного массива выражается в виде нелинейного дифференциального уравнения:
![](/olderfiles/2/Bez.2.1.1.bmp)
……( 2.1 ),
связывающего изменения напряжений σ во времени τ с изменением напряжений по глубине Z деформируемого слоя. Если коэффициент сжатия К представить в виде функции типа
K = Aσα ( 2.2 ),
то при α = -1, отражающем реальное напряжённо-деформированное состояние дискретной среды, тогда уравнение ( 2.1 ) приводится к виду
![](/olderfiles/2/Bez.2.1.2_copy1.bmp)
....... ( 2.3 ),
легко решаемому классическим методом разделения переменных [ 26 ]. Здесь А и α параметры, характеризующие проводящие свойства среды. После дифференцирования уравнения (2.3) получаем:
![](/olderfiles/2/Bez.2.1.3_copy1.bmp)
… ( 2.4 ).
При α = - 1 решением уравнения (2.1) будет гиперболическая функция (рис2.4), представляющая собой семейство кривых при фиксированном К [7, 18]:
![](/olderfiles/2/Bez.2.1.4_copy1.bmp)
… ( 2.5 ).
Постоянные интегрирования С1, С2, С3, A и λ определяются из начальных и граничных условий. Общий вид уравнения (2.5) показан на рис. 2.3.
![](/olderfiles/2/Obschii_vid_giperbolich_uravneniya_copy1.bmp)
Рис 2.3 Общий вид уравнения (2.5)
Купить книгу "Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов" на бумажном носителе Вы можете, нажав на эту ссылку:
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов»