|
В. Маркуцканд. техн. наук (Ph.D.)профессор РАЕЗаслуженный работник науки и образованияFULL MЕMBER EUROPEAN ACADEMY OF NATURAL HISTORY Определение коэффициента влагопроводности грунтовИзвестно, что прочность дорожной конструкции в значительной мере обуславливается влажностью грунтов земляного полотна, а общая надежность и работоспособность зависит от того, насколько правильно определена расчетная влажность этих грунтов [1]. Для дорог общей сети эти значения установлены на основании данных многочисленных экспериментов на опытных и действующих участках автомобильных дорог в течение многолетних наблюдений за водно-тепловым режимом земляного полотна и дорожных одежд [5]. Следует отметить, что такие натурные наблюдения проводились, в основном, в Европейской части СССР, на Украине, в южной зоне западной Сибири и в Средней Азии. Поэтому при строительстве автомобильных дорог в слабо изученных районах страны, либо в случаях применения грунтов, считавшихся ранее мало пригодными для целей дорожного строительства в хорошо изученных районах возникает необходимость прогнозирования расчетной влажности грунтов земляного полотна. В таких случаях используются аналитические методы расчета влажности, основанные на законах миграции влаги. При этом основной расчетной характеристикой, определяющей влагонакопление в грунтах, является величина коэффициента влагопроводности. Скачать полный текст Вы можете здесь Opred._kojeff._vlagoprov._kniga.docx или на сайте http://markuts.wmsite.ru В. Маркуцканд. техн. наук (Ph.D.)профессор РАЕЗаслуженный работник науки и образованияFULL MЕMBER EUROPEAN ACADEMY OF NATURAL HISTORY
Р А С Ч Ё Т В Л А Ж Н О С Т И Г Р У Н Т О В А К Т И В Н О Й З О Н Ы
ТЮМЕНЬ 1985 г. © Расчёт влажности грунтов активной зоны В. Маркуц 2010 г.Все права защищены Законом Об Авторском праве и смежных правах в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав: Незаконное использование произведений, изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст.146 УК РФ)
© Маркуц Вениамин Михайловичканд. техн. наук, диплом ТН № 098695 от 13.05.1987 г. тел. 8 (3452) 43-98-86, Е-mail: markusb@mail.ru Оглавление Аннотация 1. Краткий обзор методов прогнозирования влажности грунтов земляного полотна 2. Прогноз влажности грунтов земляного полотна по методу профессора И.А.Золотаря 2.1 Методика экспериментального определения коэффициента изотермического переноса влаги в ненасыщенных грунтах 2.1.1. Общий обзор вопроса 2.1.2. Уточнение методики опыта 2.1.3. Обработка результатов эксперимента 2.1.4. Методика обработки серии экспериментов по определению коэффициента диффузивности 2.1.5. Определение предельной ошибки эксперимента 2.1.6. Определение коэффициента диффузивности по натурным данным измерения влажности грунтов земляного полотна 2.2. Расчёт влажности грунтов земляного полотна по методу профессора И.А.Золотаря 3. Расчёт влажности грунтов эмпирическими методами на основе регрессионного анализа 4. Расчёт и прогнозирование влажности грунтов на основе решения нелинейного уравнения теплопроводности 4.1. 06щие положения 4.2. Частное решение уравнения диффузивности 4.3. Некоторые частные решения задачи изотермического увлажнения 4.3.1 Расчёт влажности грунтов земляного полотна в расчётный период влагонакопления в условиях изотермического увлажнения 4.3.2 Расчёт и прогнозирование влажности грунтов земляного полотна во внутригодовом цикле Основные выводы Приложения приложение 1 Выбор эмпирической формулы для расчёта испаряемости приложение 2 Фенологические даты, климатические характеристики местности и расчётные влажности грунтов ЛИТЕРАТУРА Аннотация В книге рассмотрены такие вопросы как: - уточнение методики экспериментального определения коэффициента изотермического переноса влаги в ненасыщенных грунтах; - расчёт коэффициента диффузивности по эмпирической формуле для основных типов грунтов земляного полотна автомобильных дорог; - расчёт влажности грунтов земляного полотна по методу профессора И.А.Золотаря; - расчёт влажности грунтов эмпирическими методами на основе регрессионного анализа; - расчёт и прогнозирование влажности грунтов на основе решения нелинейного уравнения теплопроводности. 1. Краткий обзор методов прогнозирования влажности грунтов земляного полотна Активной зоной называют глубину, где практически затухают напряжения от внешних нагрузок. На этой глубине величина сжатия грунтового слоя чрезвычайно мала. При z/D = 3, то есть на глубине около одного метра относительная величина вертикальных напряжений в однородном массиве по оси z составляет σz/p = 0,05. Если принять, что диаметр отпечатка колеса D составляет 33 см, а удельное давление на поверхности равно p = 6 кг/см2, то оказывается, что на этой глубине напряжения равны 6 * 0,05 = 0,3 кг/см2 (0,03 МПа). Такую нагрузку могут выдержать грунты при влажности 0,8Wт (то есть очень влажные и слабые грунты). При z/D = 4, то есть на глубине около 1,5 метров напряжения составляют уже 0,001 от давления на поверхности. Таким образом, величина активной зоны земляного полотна автомобильных дорог составляет в среднем 0,8 - 1,2 м. Для оценки прочности и устойчивости земляного полотна, определения межремонтных сроков и параметров мерзлотного режима необходим прогноз влажности грунтов. Поскольку влажность сама по себе является феноменологической характеристикой, количественная её оценка традиционно основана на феноменологической теории тепло- и массообмена с использованием методов классической термодинамики. Развитие процессов влагонакопления рассматривается на макроскопическом уровне. Некоторые явления, например, движение влаги против градиента влажности не могут быть объяснены этой теорией. Тем не менее, в практической деятельности инженера методы, разработанные на её основе, будут применяться еще длительное время, так как обладают меньшей трудоёмкостью и дают сравнительно надежные результаты [24, 37, 47, 58, 86, 87, 124, 141, 144, 147]. Другим направлением является прогнозирование состояния грунта на молекулярном уровне. При этом возникают трудности анализа микроскопической картины массообмена на фоне изменения энергетического состояния сложных дисперсных систем, какими являются грунты. Затруднения усугубляются отсутствием достаточно надежных критериев, связывающих эти процессы с феноменологическими характеристиками макроскопических явлений. Поэтому в настоящее время ещё отсутствуют практические методы количественной оценки состояния грунтовых систем, основанные на молекулярно-кинетической теории. Существующие методы прогнозирования влажности грунтов, основанные на феноменологической теории, объединены в две большие группы; аналитическую и эмпирическую, довольно часто перемежающиеся между собой. Наиболее распространенными в практической деятельности являются аналитические методы проф. И.А.Золотаря, С.В.Нерпина, А.Я.Тулаева, Н.А.Пузакова, В.М.Сиденко, Е.И.Шелопаева, В.И.Рувинского и др. [19, 23, 87, 100, 105, 127, 128]. К эмпирическим относятся методы, основанные на уравнениях связи с метеоусловиями предшествующего периода [15, 18]. Cтатистические методы основаны на обработке результатов многолетних наблюдений либо за влажностным режимом земляного полотна автомобильных дорог, либо влажностным режимом грунтов открытого поля [98, 105]. Промежуточное положение занимают методы, основанные на уравнении водного баланса и гидролого-климатических расчетов [28, 77, 78, 79]. Статистические методы прогнозирования, основанные на данных многолетних наблюдений, являются наиболее достоверными. Однако для получения надежных, хотя бы среднемноголетних значений изучаемого параметра, как указывает А.А.Роде, необходимы наблюдения за период не менее чем 8-10 лет [98]. Данные, осредненные за меньший период, могут отличаться от среднемноголетних. Причем вероятность их превышения или обеспеченность установить зачастую оказывается затруднительным. Тем не менее, данные даже 2-х - 3-х летних наблюдений могут быть использованы для расчета основных показателей статистического распределения изучаемого признака и определения расчетных значений его в первом приближении. На основании этого представленные на рис. 3.1 значения влажности минеральных (песчаных и супесчаных), обобщенные за период наблюдений с 1972 по 1976 годы могут быть приняты в качестве среднемноголетних. Ограниченность применения статистических методов очевидна. Они очень трудоёмки и малоэффективны именно для целей прогнозирования. Полученные количественные характеристики изучаемого признака имеют региональный характер и не могут быть экстраполированы за пределы обследованного района. Метод проф. В.С.Мезенцева, основанный на уравнении водного баланса, свободен от указанных недостатков. Кроме того, он позволяет получать рассчитанные влажности грунтов помесячно, что является большим преимуществом. Основные его недостатки: - невозможность послойного расчета влажности грунтов; - невозможность учесть конструктивные параметры земляного полотна. Предварительные расчеты для грунтов открытого поля показали удовлетворительную сходимость с натурными данными. Как показано ниже, сочетание этого метода с аналитическим, позволило эти недостатки нейтрализовать. Метод Е.И.Шелопаева, ocновaнный на классических уравнениях термодинамики, учитывает явления промерзания в процессе миграции влаги, а также двумерность задачи. Система дифференциальных уравнений нестационарного тепло- и влагообмена в земляном полотне и дорожной одежде решается численным методом. И, как полагает автор, здесь более полно учитываются климатические факторы и особенности дорожной конструкции. Однако существует по крайней мере два негативных фактора, ограничивающих его применение. Это: не наглядность конечных формул, трудность постановки задачи в каждом другом случае решения для простых инженеров, не говоря уже о студентах; многочисленность вводимых в расчеты трудно воспроизводимых данных, определяемых зачастую с большой погрешностью. Это обесценивает конечный результат, несмотря на "полноту решения задачи без упрощений и допущений" [128 ]. Метод В.И. Рувинского, базирующийся на физико-технической основе [100], позволяет решать многие задачи увлажнения грунтов земляного полотна сверху через различные материалы покрытий, что является основным достоинством этого метода. При увлажнении снизу от уровня грунтовых вод используется капиллярная теория миграции влаги. Грунтовая система при этом представляется в виде нескольких капиллярных групп, что является, на наш взгляд, спорным, так как в грунтах нарушенной структуры, образующих земляное полотно, капиллярная система возникает чрезвычайно медленно. В искусственных уплотненных грунтах образуются чаще всего замкнутые поровые пространства и миграция влаги в основном обусловлена пленочным механизмом. Неслучайно поэтому высота капиллярного поднятия в связных грунтах (суглинках и глинах) принимается (условно) не свыше 2-х метров, в то время как в естественных условиях при наличии упорядоченной капиллярной системы она достигает нескольких десятков метров. Трудность определения гидрофизических характеристик, входящих в расчётные формулы, их плохая воспроизводимость в опытах ограничивает возможности предлагаемого метода. Метод проф. И.А.Золотаря позволяет учитывать конструктивные параметры земляного полотна, климатические характеристики местности и тип грунтов путем введения коэффициентов переноса влаги. Эти достоинства позволяют не только прогнозировать, но и регулировать влажностный режим земляного полотна. Ввиду отсутствия надежных данных о коэффициентах переноса влаги в грунтах явилось целесообразным определить эти гидрофизические характеристики экспериментальным путем. Однако плохая воспроизводимость результатов определения коэффициентов переноса влаги, наличие субъективизма, присущее всем упрощённым методикам, обусловило разработку более надёжных способов расчёта и прогнозирования влажности грунтов активной зоны земляного полотна автомобильных дорог. Одним из таких методов явился метод, основанный на решении нелинейного дифференциального уравнения изотермического переноса влаги, в результате чего коэффициент переноса влаги, будучи "закручен" в самом уравнении, пропал, и был заменён более надёжными, знакомыми и доступными параметрами. Получить полный текст книги В. Маркуц«РАСЧЁТ ВЛАЖНОСТИ ГРУНТОВ АКТИВНОЙ ЗОНЫ» Вы можете ЗДЕСЬ_Vlazhnost.docxили на сайтахhttp://markuts.wmsite.ruhttp://vmarkuc.narod.ru |
В. Маркуцканд. техн. наук (Ph.D.)
DOCTOR OF SCIENCE , HONORIS CAUSA of Academy of Natural History профессор РАЕ
Заслуженный работник науки и образованияFULL MЕMBER EUROPEAN ACADEMY OF NATURAL HISTORY Заказать и получить полный текст книги В. Маркуц© Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материаловВ. Маркуц 2010 г.Все права защищены Законом Об Авторском праве и смежных правах в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ Статья 48. Нарушение авторских и смежных прав: Незаконное использование произведений, изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст.146 УК РФ) Маркуц Вениамин Михайловичканд. техн. наук, диплом ТН № 098695 от 13.05.1987 г. тел. 8 (3452) 43-98-86, Е-mail: markusb@mail.ru
Вы можете получить книгу "Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов" в электронной формеЗДЕСЬ_Raschet_nezh.d.o.docx Купить книгу "Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов" на бумажном носителе Вы можете, нажав на ссылку ниже:
«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов» |
<!-- Yandex.Metrika --> <!-- Yandex.Metrika --> <!--Rating@Mail.ru counter--> |