|
© из книги канд. техн. наук В. Маркуц«Расчёт нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов» 4. Учёт качества строительства при расчёте нежёстких дорожных одежд со слоями из слабосвязных материалов 4.4 Результаты расчётов коэффициентов прочности, суммарных приведённых затрат и сроков окупаемости дорожных одежд из слабосвязных материалов Используя вышеприведённые формулы, были проведены многочисленные расчёты различных конструкций дорожных одежд из слабосвязных материалов. Суммы затрат указаны в ценах, соответствующих уровню до 1991 г. Качество производства работ и качество строительных материалов оценивается коэффициентами вариации С. Расчётная интенсивность движения расчётных автомобилей для дорог с покрытием переходного типа составила Nр = 409 авт/сут; для дорог с покрытиями усовершенствованного облегчённого типа Nр= 600 авт/сут. Отпечаток следа колеса D = 33 см, расчётное давление на поверхности дорожной одежды – Р = 0,6 МПа, нагрузка на ось – Q = 10т. 4.4. 1 Двухслойная дорожная конструкция Нежёсткая дорожная одежда с покрытием переходного типа: щебень ĪĪĪ класса, Ещ = 250 МПа, грунт земляного полотна – мелкий пылеватый песок с Егр = 55 МПа. Таблица 4.1 Зависимость коэффициентов прочности дорожной одежды переходного типа с щебёночным покрытием от срока службы, качества производства работ и качества строительных материалов
Из таблицы видно, что с увеличением срока службы дорожной одежды коэффициент прочности почти не меняется. Но при фиксированном сроке службы дорожной одежды с ухудшением качества исходных материалов и качества производства работ требуется более высокий запас прочности, то есть более высокий коэффициент прочности. Напомним, что коэффициент прочности – это отношение фактического модуля упругости к требуемому. Это свидетельствует о том, что неэкономично стоить с плохим качеством. При неудовлетворительном качестве (С = 0,4) запас прочности требуется почти в полтора раза больше, чем при отличном качестве. Таблица 4.2 Зависимость суммарных приведённых затрат дорожной одежды переходного типа с щебёночным покрытием, от срока службы, качества производства работ и качества строительных материалов
В таблице 4.2 цифры над чертой означают толщину дорожной одежды, под чертой - суммарные приведённые затраты. Из таблицы видно: 1. С увеличением срока службы дорожной одежды увеличиваются суммарные приведённые затраты и необходимая толщина дорожной одежды. 2. При фиксированном сроке службы дорожной одежды по мере ухудшения качества исходных материалов и качества производства работ требуется более мощная дорожная одежда и значительно возрастают суммарные приведённые затраты. 3. Минимум суммарных приведённых затрат соответствует отличному качеству производства работ и надлежащему качеству строительных материалов. Таблица 4.3 Срок окупаемости дорожной одежды переходного типа с щебёночным покрытием, построенной с различным качеством производства работ и сроком службы
Из таблицы видно, что с увеличением срок службы дорожной одежды, срок окупаемости уменьшается. При фиксированном сроке службы дорожной одежды по мере ухудшения качества исходных материалов и качества производства работ срок окупаемости увеличивается. 4.4.2 Трёхслойная дорожная конструкция Нежёсткая дорожная одежда с покрытиями усовершенствованного облегчённого типа: верхний слой – чёрный щебень с Е = 400 МПа, нижний слой – щебень с Ещ = 250 МПа, грунт земляного полотна – мелкий пылеватый песок с Егр = 55 МПа. Таблица 4.4 Зависимость коэффициентов прочности дорожной одежды с покрытиями усовершенствованного облегчённого типа от срока службы, качества производства работ и качества строительных материалов
Из таблицы видно: 1. При отличном и удовлетворительном качестве производства работ и строительных материалов коэффициент прочности дорожной одежды с покрытиями усовершенствованного облегчённого типа увеличивается. Это свидетельствует о том, что увеличение срока службы дорожной одежды требует адекватного увеличения запаса прочности. 2. При хорошем качестве производства работ и строительных материалов коэффициент прочности дорожной одежды с покрытиями усовершенствованного облегчённого типа аналогичная ситуация наблюдается только в пределах срока службы дорожной одежды до 12 лет. После этого срока коэффициент прочности дорожной одежды начинает понижаться. Это свидетельствует о том, что оптимальным сроком службы дорожной одежды такого типа является срок службы дорожной одежды 12 - 15 лет. 3. При неудовлетворительном качестве производства работ и неудовлетворительном качестве строительных материалов (С = 0,4) требуется значительный запас прочности при любом сроке службы. 4. При фиксированном сроке службы дорожной одежды требуется увеличение запаса прочности по мере ухудшения качества производства работ и строительных материалов. Таблица 4.5 Зависимость суммарных приведённых затрат дорожной одежды с покрытиями усовершенствованного облегчённого типа от срока службы, качества производства работ и качества строительных материалов
|