|
В. Маркуц канд. техн. наук© из книги В. Маркуц«Транспортные потоки»7.4.2 Результаты моделирования развития дорожно-транспортной ситуации обгона в модальных транспортных потоках противоположных направленийДля бимодального транспортного потока полученный алгоритм реализован в программе BEZ1_T, результаты приведены в таблицах 7.3, 7.4. В программу вводились параметры бимодального транспортного потока (таблица 7.2 ): NU - интенсивность движения автомобилей в утренний час пик (авт/час); NV - интенсивность движения автомобилей в вечерний час пик (авт/час); ND - интенсивность движения автомобилей в дневной минимум (авт/час); Т1 - промежуток времени между ночным минимумом и утренним максимумом интенсивности движения (час); Т2 – промежуток времени между утренним максимумом и дневным минимумом (час). Т3 – промежуток времени между дневным минимумом и вечерним максимумом интенсивности движения (час). таблица 7.2 Параметры бимодального транспортного потока
Рис 7.6 Диаграмма входного и выходного бимодального транспортного потока (по данным табл. 7.2) Входной поток интенсивности движения в течение суток распределяется в соответствии с гиперболическими функциями (рис7.6): прямое направление М1 (авт/час): 38 48 61 74 88 101 113 120 123 120 113 101 88 121 159 196 224 234 224 196 159 121 88 62 обратное направление М2 (авт/час): 30 44 64 90 123 160 197 224 234 224 197 160 123 172 229 286 329 345 329 286 229 172 123 85 Курсивом выделены исходные параметры бимодального транспортного потока. Первая цифра бимодального ряда обозначает ночной минимум интенсивности движения. Это может быть в 2 – 4 часа ночи. Тогда утренний максимум соответствует 11 часам, дневной минимум в 15 часов, вечерний максимум в 19 часов. Суммарная интенсивность движения за сутки в обоих направлениях, рассчитанная по гиперболическим функциям составила NS = 7323 авт/сут. Заходя в вероятностный процесс, исходные данные преобразуются в соответствии с экспоненциальным характером распределения интенсивности движения во времени. Одна из реализаций выходного потока представлена ниже. прямое направление NT1 (авт/час): 42 54 65 69 91 103 94 117 121 108 124 87 94 125 157 196 218 229 222 195 171 133 102 45 обратное направление NT2 (авт/час): 27 43 77 98 122 166 174 194 224 209 180 136 100 193 205 284 326 365 341 296 235 157 124 76 Как видим выходные данные несколько отличаются от входных, поэтому фактическая интенсивность движения за сутки в прямом направлении составила FM1 = 3001 авт/сут в обратном направлении составила FM2 = 4494 авт/сут, суммарная интенсивность движения за сутки в обоих направлениях – FNS = 7495 авт/сут. Это также несколько больше интенсивности движения за сутки в обоих направлениях, рассчитанной по гиперболическим функциям. В дальнейших расчётах участвуют преобразованные величины интенсивности движения, что отражается значительным разбросом получаемых конечных результатов. В таблице 7.3 показаны результаты распределения дорожно-транспортных ситуаций обгона 1, 3 и 7 в течение суток, полученные при имитационном моделировании. таблица 7.3 Распределение в течение суток вероятных событий в ситуациях обгона 1, 3 и 7 в бимодальных транспортных потоках противоположных направлений при суточной интенсивности движения автомобилей NS = 7392 авт/сут (программа BEZ1_T)
Напомним, что первая дорожно-транспортная ситуация свидетельствует о количестве возможных реализаций, когда обгоняющие автомобили имеют все возможности благополучно начать и завершить обгон. Дорожно-транспортная ситуация 7 определяет количество автомобилей, которые имеют твёрдое намерение начать и завершить обгон, они уже выехали на встречную полосу, и у них практически не осталось возможности вернуться на свою полосу. Из таблицы 7.3 видно, что при данной интенсивности движения количество "вакантных" мест для обгона значительно превышает спрос, и лишь в 19 часов наблюдается некоторое равновесие в пределах статистической погрешности. Однако, это вовсе не свидетельствует о том, что дорожно-транспортные происшествия не случатся по чьей-либо вине – то ли по вине водителя автомобиля, то ли подействуют ещё какие либо факторы. В таблице 7.4 представлены результаты моделирования дорожно-транспортных ситуаций обгона в бимодальных транспортных потоках противоположных направлений при суточной интенсивности движения автомобилей NS = 7392 авт/сут. Параметры бимодального транспортного потока приняты по данным таблицы 7.2. Числа в таблице показывают вероятное число событий, которые могут случиться в соответствующих дорожно-транспортных ситуациях за сутки, то есть за 24 часа реального времени. Из таблицы видно, что при данной интенсивности движения среднее за сутки количество возможностей благоприятствующих совершению и благополучному завершению обгона значительно превышает число желающих совершить обгон. Однако это не означает, что в пиковое время не случится обратного. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо проводить соответствующие расчёты в часы максимальной интенсивности движения. Таблица7.4 Результаты моделирования дорожно-транспортных ситуаций обгона в бимодальных транспортных потоках противоположных направлений при суточной интенсивности движения автомобилей NS = 7392 авт/сут (программа BEZ1_T)
|