|
В. Маркуц канд. техн. наук© из книги В. Маркуц«Транспортные потоки»5.5 Пропускная способность простых крестообразных пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий с двухсторонним движением транспорта на главном и второстепенном направленияхДля двухполосных дорог и улиц (рис5.6) движение автомобилей со стороны второстепенного направления возможно в любом из разрешённых направлений: направо, прямо и левый поворот или разворот только из одного ряда, если на подходе к пересечению не устроены дополнительные полосы движения для право– и левоповоротных автомобилей. Поэтому моделирующий алгоритм составлен следующим образом. Водители автомобилей со стороны второстепенного направления выполняют правый поворот, вливаясь в одномерный поток М1. Водители автомобилей, выполняющие прямое пересечение главной дороги или левый поворот, пересекают две полосы основного направления. Если на основном направлении на первой полосе в потоке М1 появляется интервал больше граничного интервала для правого поворота (Δtгр = 3.5 сек), но меньше чем граничный интервал для прямого пересечения (Δtгр = 5.5 сек), водители второстепенного направления выполняют только правый поворот. Когда на основном направлении на первой полосе в потоке М1 и на второй полосе в потоке М2 одновременно появляются интервалы для прямого пересечения больше чем (Δtгр = 5.5 сек), но меньше чем граничный интервал для левого поворота (Δtгр = 8.2 сек) водители второстепенного направления выполняют только прямое пересечение. Водители, которые хотели бы повернуть направо этого сделать не могут, так как они стартуют с одной полосы, а она занята автомобилями прямого направления. Если известно процентное соотношение поворачивающих автомобилей, можно составить соответствующий моделирующий алгоритм. Когда на основном направлении на первой полосе в потоке М1 и на второй полосе в потоке М2 открываются интервалы Δtгр = 8.2 сек водители второстепенного направления выполняют только левый поворот или разворот. Таким образом, интервал времени для совершения правого поворота составляет диапазон времени от 3.5 до 5.5 секунд. Для прямого пересечения - от 5.5сек. до 8.2 секунды. Весь оставшийся диапазон времени от 8.2 сек. до самого максимального значения интервалов времени в транспортном потоке занимает левый поворот. Для примыканий с двухполосным движением как на основном направлении, так и на второстепенном (рис 5.7), движение со стороны второстепенного направления возможно направо и налево. Поэтому моделирующий алгоритм составлен следующим образом. Водители автомобилей со стороны второстепенного направления выполняют правый поворот, вливаясь в одномерный поток М1. Если на основном направлении на первой полосе в потоке М1 появляется интервал больше граничного интервала для правого поворота (Δtгр = 3.5 сек), но меньше чем граничный интервал для левого поворота (Δtгр = 8.2 сек), водители второстепенного направления выполняют только правый поворот. Когда на основном направлении на первой полосе в потоке М1 и на второй полосе в потоке М2 открываются интервалы Δtгр = 8.2 сек водители второстепенного направления выполняют только левый поворот или разворот. Если известно процентное соотношение поворачивающих автомобилей, можно составить соответствующий моделирующий алгоритм. Таблица 5.9 Пропускная способность простых крестообразных пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий с двухполосным движением транспорта на главном и второстепенном направлениях (рис. 5.6) (программа OPRS5А)
Обсуждение результатов. Независимо от интенсивности движения на главном направлении интенсивность на второстепенном направлении практически постоянна и с учётом вероятностных отклонений составляет около Nвт = 160 - 200 авт/час. Учитывая, что с противоположной стороны примерно такая же интенсивность, полная пропускная способность пересечения двух двухполосных улиц или автомобильных дорог составляет 300 - 400 авт/час плюс число автомобилей на главном направлении. Скорость движения такого потока невелика – несложные расчёты показывают около 6-10 км/час, тем не менее, автомобили прямого направления движутся практически без заторов и очередей. Ибо наличие очереди считается в том случае, когда скорость хотя бы одного автомобиля равна нулю. Даже левоповоротные автомобили не будут испытывать затруднений, если число прибывающих машин не превысит пропускную способность направления. Другой особенностью является зависимость пропускной способности поворотных направлений от интенсивности движения на главном направлении. Пропускная способность правого поворота с увеличением числа автомобилей на главном направлении увеличивается, левого поворота уменьшается., а пропускная способность прямого пересечения сначала увеличивается, затем после наступления максимума, когда интенсивность движения на главном направлении достигает значений 500 – 700 авт/час, вновь уменьшается (рис.5.8). Таблица 5.10 Пропускная способность примыканий автомобильных дорог и городских улиц с двухсторонним движением транспорта на главном направлении и второстепенном направлениях (автомобили стартуют с одной полосы) (программа OPRS5B)
|